Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Экспериментирование - это метод близкий к идеальному.
Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребёнок познаёт объект в результате практической деятельности с ним.
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показывать связь между живым и неживым в природе.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон. Ребёнок — дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различного рода исследовательской деятельности — к экспериментированию. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете.
Экспериментирование тесно связано со всеми сферами детской жизни.
- Наблюдение – составная часть любого эксперимента.
- Эксперимента без труда не бывает.
- Развитие речи тесно связано с экспериментированием: обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, а умение четко выражать свою мысль облегчает проведение опыта.
- Связь с ИЗО деятельностью. Чем точнее ребенок изучит предмет, тем лучше передаст его детали.
- С чтением художественной литературы.
- С музыкальным воспитанием.
- Связь с математикой. Во время проведения опытов нужно считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры.
В детском саду мы много внимания уделяем экспериментированию.
Применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности;
- исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности ) ;
- отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.;
Но экологические опыты и эксперименты можно организовать и дома.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и некоторые научные знания.
Опыт: «Воздушные гонки»
При помощи движения воздуха можно двигать предметы. Чтобы это проверить, устройте бумажные гонки. С одной стороны листа бумаги отогните около 2–3 см вверх, положите плоской стороной на чистый стол. У каждого игрока должна быть такой «гоночный» лист. Прочертите финишную линию или натяните нитку в качестве финишной ленты. По команде начните махать картонками позади листов бумаги, двигая их потоками воздуха вперед.
Опыт: «Поющий воздух»
Если подуть над горлышком пустой бутылки, то воздух внутри нее завибрирует и произведет звук. Расставьте в ряд несколько бутылок с различным количеством воды в них. Чем больше воды, тем соответственно меньше воздуха останется в бутылке, а чем меньше воздуха, тем быстрее он вибрирует и тем выше получается звук.
Опыт: «Воздух держит воду»
Инструкция
Наполните стакан или банку водой. Накройте емкость кусочком картона или плотной бумаги.
Переверните банку, удерживая картон плотно прижатым к стеклу.
(Лучше это делать над раковиной)
Уберите руку, удерживающую картон.
Что происходит? Вода остается в банке.
Почему это происходит?
Вода удерживается в емкости из-за давления воздуха снаружи. Это давление воздуха больше, чем давление воды на картон. Если эксперимент не получился в первый раз, попробуйте еще раз, на этот раз заполните стакан до самых краев и убедитесь в отсутствие.
Исследовательская деятельность может стать одним из условий развития детской любознательности, и в конечном итоге познавательных интересов ребенка.
Воспитатель группы «Светлячок»
Аджигельдиева Лейла Наримановна