Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 "Ивушка"» города Евпатории Республики Крым

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Памятка для педагогов «Использование технологии «говорящих стен» в ДОУ»

Кулакова З.А., старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 16 «Ивушка»

                                                                                          города Евпатории Республики Крым»

               

Памятка для педагогов

«Использование технологии «говорящих стен» в ДОУ»

А.С. Макаренко в «Книге для родителей» писал: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

В настоящее время поддерживается идея классика отечественной педагогики в том, что вещи, в данном случае развивающая предметно-пространственная среда, является одним из важных компонентом дошкольного образования.

В ФГОС ДО указано, что «развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы».

Одной из современных технологий, позволяющей наиболее эффективно использовать образовательный потенциал развивающей предметно-пространственной среды группы является технология «говорящих стен».

Широкое использование данной технологии связано с активным использованием в конце XX начале XXI века сети Интернет. Большое количество людей стали использовать виртуальные стены (в т.ч. соцсети, по сути своей также являющиеся своеобразными стенами, привлекающими внимание к тексту фотографиями и иллюстрациями). В онлайн-формат перешли доски объявлений, инфо-стенды, что дало возможность не только более массовых прочтений, но и ускоренной реакции целевой аудитории.

Таким образом, если раньше «говорящие стены» служили преимущественно для визуально-текстовой поддержки запоминания, то теперь «говорящие стены» становятся маркерами, расставляющими визуальные акценты.

«Говорящие стены» активно взаимодействуют с окружающими их людьми и объектами. При этом они не только изменяются людьми, но и изменяют людей в процессе взаимодействия, выступая, таким образом, в роли технологии образования, в том числе и дошкольного.Суть образовательной технологии «говорящие стены» в условиях дошкольной образовательной организации заключается в том, что ребенок, имеет возможность планировать свою самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный и другой дидактический материал. Для этого на стенах групповой комнаты и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровое полотно, кармашки, прищепки, технические средства обучения (ТСО), игры, игровые фишки и различные тематические картинки.

Отсюда целью использования «говорящих стен» в работе с детьми  дошкольного возраста является создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям в соответствии с требованиями ОП ДО.

Организация образовательной деятельности с учетом технологии «говорящих стен» опирается на ряд требований и правил:

  • при оформлении экспозиций «говорящих стен» обязательным является сотрудничество и сотворчество педагогов, родителей и детей.
  • должна присутствовать систематическая обновляемость содержания экспозиций «говорящих стен». «Говорящие стены» так же мобильны (в целом и в своих элементах), как и все образовательное пространство в целом. При этом, практический опыт показал, что места размещения «говорящих стен» должны быть «закреплены» раз и навсегда (для ориентации детей – где и что находится), а смена должна быть определена потребностями участников образовательного процесса (не чаще 2- 4 раз в месяц для материалов по образовательным областям и 1 раза в год для материалов, отражающих систему работы организации в целом).
  • для «говорящих стен» работает правило «красного угла» (угол, куда прежде помещали иконы в избе). Так, правый угол напротив двери является зоной повышенного (первичного, при входе в помещение) внимания. Здесь лучше размещать информацию по актуальной теме. Когда тема обсуждена, а информация остается в помещении (для закрепления, напоминания), оптимальнее перемещать ее против часовой стрелки, влево от «красного угла». Угол около двери (к нему оказывается лицом выходящий из помещения человек) называется также «углом рефлексии». Здесь можно разместить элементы «говорящих стен», связанные с саморефлексией участников образовательного процесса. Например, оценкой своего эмоционального настроя в конце дня.
  • к размещенным на «говорящих стенах» оборудованию и иллюстративному материалу предъявляются определённые санитарные, эстетические требования и требования ФГОС ДО. А именно:
  • изображения на стенах должны быть понятны детям и не вызывать отрицательных эмоций;
  • используемые материалы должны быть качественными, прочными, безопасными и поддаваться чистке;
  • при выборе цветов надо избегать резких контрастных оттенков; большого количества красного, темно-зеленого, синего, белого и черного цветов. Лучше использовать те цвета, которые способствуют спокойствию и безопасности;
  • оформление стен и обстановка в группе должны быть приближены к домашним, поэтому элементы канцелярского и офисного стиля не подойдут;
  • не перегрузить пространство (ситуация, когда меньше – это больше);
  • четко понимать, что каждый элемент должен работать, а не просто присутствовать (не работающие элементы удаляются);
  • целенаправленное, адресное использование компонентов технологии, т.е. педагог должен представлять, кто, когда и зачем сможет обратиться к «говорящей стене»;
  • учитывать освещение (достаточное для изучения «говорящих стен», приятное для глаз, не агрессивное);
  • важно качество иллюстраций и оборудования (иногда - «детский» уровень исполнения, иногда - профессиональный).

Образовательная область

Название экспозиции

Описание экспозиции

Социально-коммуникативное развитие

Фиолетовый лес (технология развивающих игр В.В. Воскобовича)

Используемый материал: ковролиновый коврик, закрепленный на стене; элементы к картинкам развивающих игр В.В. Воскобовича

Познавательное развитие

Геометрические фигуры

Большой пластиковый лист с наклеенными по контурам фигурами разного цвета, на которых можно рисовать мелками или фломастерами (маркерами)

Цифры

Написанные цифры с возможностью их перемещения

Речевое развитие

Страна правильной речи

Картина по сказке или пейзажная с «окном», где расположен кармашек на Ф3 (или А4) для размещения иллюстраций или тематических картин по нужной теме

Художественно-эстетическое развитие

Ноты

Нотный стан с кармашками для нот разной длительности на каждой из строк. Рядом кармашек А4 для тематических картин и портретов композиторов

Постеры (3 шт.) достижений детей

Магнитная доска с фотографиями детей с магнитами для прикрепления работ детей. Стенд для выставки поделок из глины, пластилина, бросового и природного материала др.

Физическое развитие

Олимпийские игры

В спортивном уголке:ковролиновый коврик, закрепленный на стене; общепринятый значки для видов спорта

 

Педагогом и детьми обговариваются правила пользования «говорящими стенами». Правила позволяют детям договариваться об очередности использования оборудования экспозиций и возможном партнерстве в самостоятельной образовательной деятельности.

Таким образом, использование образовательной технологии «говорящих стен» способствует возможности дошкольной организации предоставлять каждому ребёнку равные возможности в использовании средств дошкольного образования для построения образовательной деятельности на основе их индивидуальных особенностей и потребностей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воскобович, В.В., Вакуленко Л.С. Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». – СПб.: ООО «Развивающие игры В.В. Воскобовича», 2017. – 176 с.
  2. Демичева, Н.В. Педагогические технологии: понятие, сущность, основные подходы [Электронный ресурс] // ru.URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2175. (дата обращения: 24.10.2020).
  3. Клочкова, М. Социальные сети: публично – о личном [Электронный ресурс] // Фонтанка.ру. URL: https://www.fontanka.ru/2014/12/12/090/. (дата обращения: 23.10.2020).
  4. Кудрявцева, Е.Л., Шершун, С.В. «Говорящие стены» (Образовательное пространство как арт-субъект в диалоге культур) [Электронный ресурс] // DOCPLAYER.URL: https://www.fontanka.ru/2014/12/12/090/. (дата обращения: 23.10.2020).
  5. Мониторинг в детском саду. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 592 с.

 

Адрес

  • 297406, Республика Крым,
  • г. Евпатория, ул. Полтавская, д.1