Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 "Ивушка"» города Евпатории Республики Крым

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Проблема художественно-творческого развития волнует умы учёных исследователей со времён античности. Этот феномен человеческой деятельности рассматривается многими учеными, как «наивысшее проявление человеческого бытия» (И. Кант, Ф. Шеллинг).

"Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок,  подражающий актам других".
Б.Астафьев


Проблема художественно-творческого развития волнует умы учёных исследователей со времён античности. Этот феномен человеческой деятельности рассматривается многими учеными, как «наивысшее проявление человеческого бытия» (И. Кант, Ф. Шеллинг).

Как вырастить из ребенка творческую личность? Проблема развития детского творчества является одной из самых актуальных, ведь речь идет о формировании индивидуальной, единственной в своём роде , личности на первых этапах её становления.
Почти все дети любят рисовать, лепить, делать разнообразные поделки. Для дошкольника это не просто приятное время препровождения, но и идеальный способ для развития мелкой моторики. В современных педагогических и психологических исследованиях доказано, что занятия творчеством дает толчок умственному и эстетическому развитию детей в дошкольном возрасте.  Художественное развитие детей дошкольного возраста позволяет родителям и воспитателям выявлять способности у одарённых детей. С помощью художественного развития можно развивать творческий потенциал всех детей без исключения. Ребенок ещё в дошкольном возрасте научится ценить прекрасное.
Самое важное условие для раскрытия творческих способностей детей -это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности. Каждый ребёнок должен чувствовать себя успешным в своих творческих начинаниях.
Занятия изобразительной деятельностью с самыми маленькими имеют цель-развитие творческого начала, самостоятельности и активности, видеть и чувствовать красоту окружающего мира и сохранить свою индивидуальность в процессе социализации. На занятиях изобразительной деятельностью дети учатся видеть прекрасное во всех его проявлениях, постигают сущность добра и зла. Детей учат понимать и различать другие виды искусства.
Стремление к созиданию ради самопознания - это «встреча с собой» (А.А. Мелик-Пашаев). Психологи утверждают, что в своих работах ребёнок узнаёт, на что способен. Учёные отмечают, что детская художественно-творческая деятельность универсальна и подвижна В дошкольном возрасте для развития художественно-творческой деятельности важно практическое экспериментирование, через игру сказку, собственную фантазию.
Большую роль в формировании детского художественного творчества играет воображение. Воображение влияет на чувства, а чувства на воображение. Стремление маленьких творцов к новизне, получению новых знаний толкают на освоение новых способов изображения, к экспериментам с материалами, созданию новых художественных образов.
Доказано, что художественное творчество детей формируется в условиях организованного процесса. Необходима определённая основа для его развития. Но никакое усвоение и овладение опытом невозможно без творческой активности. Творчество – это обязательное условие для полноценного развивающего обучения.  Дошкольный возраст является сензитивным к художественно - творческой деятельности, он в полной мере способствует самоутверждению и самовыражению формирующейся личности. Художественное творчество ребёнка – дошкольника является созданием «собственного продукта», в который он вложил свои знания, умения, эмоции, воображение, в конце концов, свое личностное понимание поставленной задачи и пути её решения.
Учёные выделили три основных компонента художественно – творческой деятельности детей – дошкольников: восприятие, исполнительство и творчество. Только при разумном сочетании этих компонентов происходит художественно – творческое развитие ребенка.
Для успешного художественно – творческого развития  нужно создать индивидуальные условия для каждого ребёнка. Сложность используемых приёмов и методов находится в прямой зависимости от возраста и особенностей психики малыша на разных уровнях его развития.
Детское художественное творчество может носить не только профессионально – ориентированный характер. Но и решать задачи социально – культурного развития ребёнка. Работу необходимо выстраивать таким образом, чтобы каждый ребёнок мог порадоваться своему собственному результату или совместному с другими детьми или взрослыми, поделиться своими достижениями друг с другом, взаимопомощи и взаимовыручке. Применение нестандартных приёмов, форм обучения позволяет развивать художественное мышление, творческое воображение, исследовательскую деятельность.
Эстетическое воспитание – воспитание чувств, на которых основано сознание и интеллект. Когда чувства находятся в гармонии с окружающим миром, формируется гармоничная всесторонне – развитая личность.  
Решить все эти задачи в комплексе помогает в нашем ДОУ программа дополнительного образования «Творим вместе с малышом». По данной программе разработаны  перспективные планы и развернутые конспекты НОД с учетом региональной парциальной программы  по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в Республике Крым «Крымский веночек». Работа по дополнительной программе ведется во всех возрастных группах. Свои достижения с детьми показали аттестуемые педагоги: Красовская Н.В., Якубова Д.Ш., Мелешко Е.В., Савчук Н.В., Леонова Н.Д.,Дыбчинская Т.Л. на ноябрьском городском методобъединении  для старших воспитателей, который  прошел под названием «Мир народных промыслов глазами детей». Дети и педагоги показали свои знания, умения и навыки в области  народных промыслов ,не теряющих свою актуальность и в настоящее время-Дымка, Гжель, Хохлома, Городец Петриковка,Крымско0-татарская роспись. Изделия с орнаментов народных росписей поражают красотой наши взгляды. Вместе с гостями на мастер-классе наши педагоги делились опытом и творили настоящие чудеса.
Для закреплений навыков и умений детей,повышения интереса к художественно-эстетическому творчеству, мы часто устраиваем выставки на разные темы, где размещаются лучшие работы детей, совместные работы детей и родителей, что очень стимулирует: дети гордятся своими работами, показывают их родителям, приглашая на выставку.
Правила для родителей по развитию художественных способностей ребенка
Для дошкольников рисование — это одно из самых обожаемых видов деятельности. Таким образом, ребенок может выразить свои мысли и переживания, происходит его полноценное творческое развитие. Но для того, чтобы в этом процессе не происходило ошибок родителям необходимо учитывать несколько правил.
Правило первое. Не критикуйте и не высмеивайте ребенка. Если у него не получается что-то — помогите ему, подскажите как лучше сделать.
Правило второе. Не делайте ограничения для ребенка в средствах для рисования. У вашего ребенка всегда должно быть много разного вида красок, мелков, фломастеров, карандашей. Пускай рисует, сколько захочет.
Правило третье. Следите, чтобы занятие не затягивалось по времени. Нельзя чтобы ребенок уставал. Это способствует формированию плохого отношения к рисованию. Однако если ребенок весь увлечен творческим процессом – не перебивайте его, дайте доделать работу до конца.
Художественные упражнения для совместной деятельности родителей с детьми
Создание новых оттенков цветов с помощью размывания акварели.
Использование штрихов для закрашивания крупных деталей, использование при рисовании цветных карандашей.
Использование пальчиковых красок во время творческой деятельности.
Сотворение фона, с помощью нетрадиционных методик. Для этой цели   можно:
распылить с помощью зубной щетки акварель;
создать фактуру, используя соль;
украсить фон, используя штампы из подручных материалов (сырой картошки, картона);
создать фон с помощью мыльных пузырей (для этого мыло добавляется в гуашевые краски и выдуваются на лист).
Кроме этого, Вы родители. вместе с детьми можете освоить и другие интересные техники для творчества: коллаж, квиллинг, бумажная пластика, оригами, объемная аппликация, изонить.
Организация детской творческой деятельности дома
Для художественной деятельности, как ни для какой иной существует необходимость в создании особой организации условий для занятий творчеством ребенком. Поэтому родителям очень важно создать отдельный уголок для ребенка и подобрать все необходимые средства рисования.
Детский набор для рисования
Комната должна быть хорошо освещенной, свет должен попадать с левой стороны.
Необходимо приобрести отдельный стол для творчества.
Мебель должна соответствовать росту малыша.
Желательно чтобы на столе было покрытие из клеенки.
Бумага для творчества должна быть разного формата: альбомы для рисования и ватманы или обои. Именно такая бумага удобна в использовании: она не промокает и не коробится. Большой размер листов не стесняет движения рук ребенка.
Для рисования необходимы гуашевые краски. Именно такие краски хороши для накладывания одного цвета на другой. В упаковке должно быть 6 или 12 баночек с цветными крышками и надписью «нетоксично».
При покупке кисточек следует обратить внимание на номер, указанный на ручке. Чем тоньше кисточка, тем меньше номер. Для занятий творчеством необходимы толстые кисти (с 18 номера по 20). Для самых маленьких детей нужны специальные круглые кисти, с длинным ворсом.
Емкость для промывания кисточки нужно выбирать устойчивую к падению и желательно, чтобы она была прозрачной.
Также должны быть под рукой тряпочки изо льна для удаления лишней влаги.
Также для изобразительной деятельности  необходимы карандаши. В коробке должно быть 6,12 или 24 карандаша. Следует обратить внимание на мягкость карандашей. Лучше всего подойдут мягкие карандашики – М, 2М, 3М.
Очень необходимым является стакан для хранения карандашей. Необходимо приучать ребенка ставить карандаши на место назад в стакан.
Дети очень любят рисовать восковыми мелками и карандашами. Они очень удобны в использовании, так как рисуют легко и мягко.
Также стоит приобрести фломастеры. Детям нравится рисовать ими, так как они оставляют яркий привлекательный след на бумаге. Но существенными недостатками фломастеров можно указать то, что они не позволяют проводить эксперименты по смешиванию цветов и очень быстро высыхают, если не закрыть колпачок.
Для занятий лепкой стоит приобрести пластилин в коробке с 6 или 12 кусочками.
Отличным средством при обучении лепке считается глина.
Глина является природным пластичным материалом. По цветовой гамме она бывает желтовато-коричневая, красноватая, серовато-белая, зеленовато-голубая, бурая. Для того чтобы хранить глину необходимо в емкость налить немного воды, а сверху накрыть тканью. Также для занятий лепкой необходимо приобрести специальные пластиковые подставки или использовать для этой цели кусочки линолеума. Для того чтобы проверить готова ли глина к работе, ее необходимо размять с небольшим количеством воды, скатать в жгутик. Если она не трескается – можно приступать к работе.

Всячески поддерживайте ребенка. Не забывайте похвалить его при первой возможности. Это даст ему вдохновение для дальнейшей работы и будет способствовать развитию его художественно творческих способностей.                                                                                   

 старший воспитатель  Коньшина Г.А.

Адрес

  • 297406, Республика Крым,
  • г. Евпатория, ул. Полтавская, д.1