Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 "Ивушка"» города Евпатории Республики Крым

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Влияние конструирования на развитие логического мышления

11/02/2016

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать их условия и находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать их условия и находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.

В настоящее время выделяют три основных вида учебного конструирования, которые играют огромную роль в развитии мышления у детей с ОВЗ:

  1. Конструирование по образцу (или по предмету);
  2. Конструирование по модели;
  3. Конструирование по заданным условиям; проектирование.

Конструирование по образцу. Дети вместе с педагогом анализируют конструкцию образца, выясняют, из каких деталей он состоит, порядок и приёмы выполнения отдельных операций, сборки и отделки изделия.

1) рассматривание объекта в целом, определение его назначения; общая характеристика («на что похож»);

2) выделение основных частей (их количество, названия, форма, материалы);

3) установление пространственного расположения частей;

4) выделение основных деталей в частях (количество, название, форма, материалы);

5) установление пространственного расположения деталей.

Конструирование по модели позволяет значительно активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Модель, как и образец, является для учеников ориентиром в работе. Однако в отличие от образца она не даёт такого наглядного и подробного представления об устройстве изделия, а предполагает, что ребёнок должен выявить его самостоятельно путём мысленного анализа.

Конструирование по заданным условиям – это один из самых творческих видов конструктивной деятельности учащихся, приближающий их к условиям работы настоящего конструктора. Этот вид конструирования является самым сложным, поэтому целесообразно заниматься им в более старшем возрасте, вместе со взрослыми.

Конструирование может быть из разных материалов, в том числе и из природных: желуди, шишки, листья, цветы и т.д.

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство и выбор такого вида деятельности, чтобы формировать умственную активность дошкольника. Это способность рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения. Конструирование – одно из средств решения этой задачи.

Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить правильные решения на основе практических действий, развивая творческое воображение.

В развитии конструктивного творчества следует идти от простого к сложному. Сначала необходимо научить детей строить по образцу не сложные мосты, заборы, дома, крепости. А в дальнейшем давать задания преобразовывать конструкцию в ширину, высоту, с увеличением этажей, перегородок, но соблюдая требования постройки и функциональное назначение. Такие задания развивают сообразительность.

С постепенным усложнением конструкций необходимо проводить и индивидуальную работу для закрепления умений конструировать. Так в начале дети учатся строить машины с учётом назначения, а именно: для машин, везущих большой груз, - высокие борта, а для небольшого груза низкие борта.

Когда дети овладеют конструктивными навыками, необходимо более усложнять задачи. Для этого необходимо провести экскурсию по микрорайону, чтобы обратить внимание на жилые и общественные здания, на их различия в архитектуре, на форму, этажность, показать, что их красота определяется архитектурой сооружений и способом их расположения на улице, площади; проанализировать пространственное расположение зданий, и их архитектурные особенности.

Следует сфотографировать увиденное, а после ещё раз рассмотреть фотографии и проанализировать.

По структуре и по способам конструирования образцы новые, опираться на имеющийся опыт дети не могут. Такая деятельность по конструированию является сложной. Поэтому мышление и воображение во время игры имеют творческий характер.

Дошкольники должны сначала мысленно представить конструкцию и спланировать её, затем лишь приступить к её осуществлению. Например, предложить детям помечтать, представить, что он архитектор и дать задание построить микрорайон, в котором есть дома, супермаркет, поликлиника, игровая площадка. Необходимо сказать, что над проектом будут трудиться архитекторы со своими помощниками. Они должны договориться в каком месте и какие постройки будут строить и сделать рисунки будущих объектов.

Большое значение для детей имеет пример окружающих. Поэтому следует использовать элемент соревнования для возрастания активности, воли к победе.

Так конструктивная деятельность способствует развитию сюжетных игр, а это побуждает детей строить новые сооружения, обогащать сюжет. Необходимо побуждать детей отражать в играх события которыми живёт страна. Это строительно-конструктивные игры “Космодром”, “Аэропорт”, “Путепровод”, “Паркинг”, “Детский городок”, “Стадион” и другие.

К концу года конструктивная деятельность станет любимым занятием детей. Они совместно будут обсуждать свои замыслы, уточнять, как строить, какой материал потребуется, то есть будут проявлять умение планировать ход действий.

Конструктивная деятельность повысит интерес к математике, рисованию, умение строить ответы по ознакомлению с окружающим; сформирует познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности, приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства, разовьёт конструкторские навыки и умения.

Влияние конструкторов ЛЕГО на развитие ребенка.

  • Многофункциональность и разнообразие деталей по форме, цвету, материалу и предназначению. Главное что все эти элементы могут соединяться и элементы конструктора, выпущенные в начале 2000 годов легко подойдут к элементам конструктора сегодняшних наборов.
  • Взаимодействие ребёнка и родителя: во-первых, совместный выбор набора с ребенком в магазине, затем помощь ребенку, если требуется, в изучении инструкций и схем, и конечно же похвала ребёнка при достижении результата.
  • Развитие фантазии и творчества у ребёнка - простор для фантазии неограничен, модель можно собрать, как по инструкции, так и придумать самому, У ребёнка также развивается умение сортировать мелкие предметы, различать их по форме, цвету и размерам, а также приучает к порядку и дисциплине.
  • Конструктор помогает заинтересовать ребёнка, отвлечь, успокоить, развить умение сосредотачиваться, а также самое главное развивать мелкую моторику, что доказано, способствует развитию речи.
  • Привитие ребёнку навыка чтения чертежей и развитие у него абстрактного мышления.

Воспитатель группы «Колокольчик»
Муслимова Ление Усмановна

 

Адрес

  • 297406, Республика Крым,
  • г. Евпатория, ул. Полтавская, д.1