С поступлением в детский сад, в жизни многих детей появляется пара очень важных взрослых, которые долгое время будут определять его самочувствие в течение дня. Это воспитатели детского сада, куда продолжают отдавать детей, несмотря на очереди и споры в интернете о пользе и вреде садика.

Воспитатель – это не няня, не работник комнаты дневного время провождения ребенка, не тренер и не родственник, присматривающий за ребенком. У воспитателя иной статус. Над няней Вы имеете власть как работодатели. В комнате дневного время провождения основная функция взрослого – присматривать за детьми, если их еще чему-то учат, то ненавязчиво и без особой программы. Тренер влияет на ребенка регулярно, но нечасто, учит он чему-то одному. Воспитатель – это человек, с которым ребенок проводит времени иногда больше, чем с родителями. Он -тот, кто задает тон взаимоотношениям в группе.

Цель воспитателя – заботится о ребенке, воспитывать, развивать и обучать, и делает он это, используя свой подход, конкретные методы, по конкретному плану. В детском саду он для ребенка – главная персона. Его влияние на ребенка огромно, поэтому важно наладить с воспитателем такие отношения, которые позволят во-первых, Вам не терять контроля над ситуацией, во-вторых, комфортно чувствовать себя ребенку.

О чем говорить с воспитателем

Воспитатель – это специалист, который прошел специальное обучение и знает многое о детской психике, владеет методами воспитания, имеет опыт воспитания разных детей. Его методы воздействия на детей могут отличаться от родительских, и это может стать как плюсом, так и минусом. Плюс – воспитатель может развить в ребенке те навыки и способности, которые плохо поддаются родительскому воспитанию. Например, умение концентрировать внимание и складывать вещи в шкаф. Минус – когда требования к ребенку от родителей и воспитателей противоречат друг другу, это вызывает у ребенка стресс. Поговорите с воспитателем в самом начале Ваших отношений. Цель разговора – рассказать о своем ребенке и о своих требованиях и методах, с которыми ребенок уже знаком. Подумайте, какие два-три пункта в Вашем подходе к ребенку для Вас особенно важны, чего Вы ждете от воспитателя или о чем хотели бы его попросить. Это могут быть как просьбы (например, не заставлять кушать, если ребенок отказывается от еды), а может быть информация об особенностях Вашего ребенка (не ест конкретные продукты, боится, когда кричат). Скорее всего, воспитатель внимательно отнесется к Вашим словам и ответит, что иногда в саду дети начинают вести себя иначе, влияет пример других детей, новые отношения. Это чистая правда, и с этим надо считаться. На родительском собрании вы можете поинтересоваться, какие методы дисциплинирования используют воспитатели. Можно узнать это, задав вопрос и своему ребенку «что делает воспитательница, когда мальчишки бегают, кричат или дерутся?».

У воспитателя есть план работы, определенные цели. Важно поинтересоваться, какие они. Обычно это развитие конкретных способностей, формирование навыков у детей. Спросите, чему ребенка будут учить, что будут развивать, что в итоге он должен уметь делать, по мнению воспитателя, и как родитель может помогать, участвовать в этом. Хороший знак – когда воспитатель может четко назвать цели и радуется Вашему желанию сотрудничать.

Спрашивайте воспитателя, как прошел день у Вашего ребенка. Были ли трудности, неприятности, достижения. Если воспитатель может рассказать нюансы – про еду, сон, прогулку, отношения вашего ребенка с другими детьми- это говорит о нем как о внимательном воспитателе. Задавая вопросы, Вы невольно заставляете воспитателя уделять Вашему ребенку внимание в течение дня, ведь вечером ему придётся отвечать Вам. Получая ответы, Вы владеете информацией о том, как себя чувствует ребенок в садике, и о том, как к нему и к его поведению относится воспитатель.

Спрашивайте, чем помочь. Иногда помощь понадобится самая неожиданная – поточить карандаши, подклеить книжки. Когда родители участвуют в обустройстве группы, они как бы оставляют в ней свой «след». Тогда ребенок чувствует себя в группе уютней и отношение у него к садику меняется, он больше не воспринимает его как чужое, враждебное место. Важно помнить, что сотрудничество с воспитателем необходимо прежде всего родителям. Оно дает «эффект присутствия» на время расставания с ребенком, позволяет владеть ситуацией, вместе справляться с трудностями, создает эмоциональный комфорт ребенку. Что делать, если Ваши методы воспитания и требования к ребенку сильно противоречат с методами воспитателя? Для начала обсудите это с воспитателем. Постарайтесь понять его позицию, цели его действий. Возможно, он, как профессионал, выдвигает более подходящие возрасту ребенка требования, дает необходимую ребенку информацию и свободу. Возможно, он не знает чего-то о Вашем ребенке, что знаете Вы, как родитель, тогда поделитесь информацией с ним. Возможно, его действия вызваны условиями работы (когда в группе много детей, ограничений может стать больше).

Если Вы не можете прийти к единым требованиям или компромиссу, объясните ребенку, что требования в садике отличаются от требований дома. Ребенку приходится переживать этот опыт – правила отличаются дома и в общественных местах. Поговорите с ребенком о том, как и почему надо вести себя в садике. Неприемлемы физическое и эмоциональное насилие над ребенком – битье (в том числе шлепки, подзатыльники, таскание за уши, щипание), причинение боли, запирание, унижение, высмеивание, ругань (использование грубых слов, запугивание), бойкоты, спровоцированные воспитателем. Такие действия требуют вмешательства родителей – обращение к руководству садика и вышестоящие инстанции.

Как говорить с воспитателем?

Воспитатель - не Ваш начальник, но и не подчиненный. Поэтому не стоит ни заискивать и стараться «заслужить» его хорошее отношение, ни критиковать, навязывать свою точку зрения. Постарайтесь строить разговор на равных. Вы – двое взрослых, которых объединяет общая цель – воспитание ребенка и забота о нем. На то время, пока ребенок в садике, Вы передаете «эстафетную палочку» воспитателю. Разговаривая с этих позиций, проще всего достичь взаимопонимания с воспитателем.

Воспитатель – живой человек, которому присущи эмоции. Поэтому не ждите от него, что он всегда будет в отличном настроении. Если воспитатель занят или торопится, не начинайте серьезного и долгого разговора, скажите, что хотите поговорить и спросите, когда лучше это сделать. Не обсуждайте воспитательные принципы в присутствии ребенка. Дети испытывают тревогу и вину, когда двое значимых взрослых спорят об их воспитании или критикуют друг друга. Старайтесь избегать критиковать воспитателей в присутствии ребенка. Воспитатель для ребенка – очень важный человек, ребенку комфортно, когда воспитатель имеет авторитет и родители его уважают. Это не означает, что Вы должны убеждать ребенка, что воспитатель всегда прав или говорить, что воспитатель хороший, если у ребенка к нему негативное отношение. Общение с воспитателями должно быть регулярным.

«Налаживание отношений» с помощью подарков не имеет особого смысла. Подарок как «взятка» может уменьшить явно выраженное негативное отношение к ребенку – оно станет скрытым. Подарок – взятка делает наши отношения с воспитателем нездоровыми – там нет сотрудничества, а есть власть воспитателя и унижение родителя. Подарки хороши от души. Они показывают наше к воспитателю хорошее отношение и уважение, выражают благодарность за его работу.

Детский сад - это учреждение со своим режимом, правилами, традициями, определенными требованиями, который каждый родитель должен знать и уважать. Каждый ребенок – это самый любимый, единственный и неповторимый, поэтому любя и опекая своего ребенка, помните, что рядом с ним в группе подрастают такие же любимые, единственные и неповторимые. В детском саду у ребенка проходит целая жизнь со своими радостями, трудностями, отношениями, достижениями и разочарованиями. И от желания родителя зависит, будет ли приоткрыта дверь в эту жизнь, узнает ли он, поймет ли, из чего она состоит. Воспитатель может стать помощником родителям в том, чтобы сделать дошкольную жизнь ребенка в более радостной и успешной.

 

старший воспитатель Коньшина Г.А.