Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника, а чтобы играть нужны игрушки.  Вот и ломают частенько головы родители, чтобы такое купить ребенку? А какие же игрушки нужны и полезны детям? Давайте разберемся.

Первое и главное – выбирая игрушки для детей обязательно нужно смотреть инструкцию и сертификат соответствия санитарным нормам. Игрушки должны быть сделаны из нетоксичного и экологически безопасного материала. Обратить внимание  на размер и форму игрушек, чтобы малыши не могли проглотить мелкие детали, пораниться.

Второе – необходимо помнить о том, что каждому возрасту свои игрушки.  Первые игрушки малыша развивают его слух, зрение, воображение, координацию движений. Позже, когда ребенок начинает сидеть, ползать - ему нужны мячики, различные каталки, игрушки в виде  животных. Необходимо помнить  о том, что любую интересную вещь малыш тянет в рот, поэтому все игрушки необходимо мыть и стирать. Уже в год-полтора понадобятся пирамидки, кубики с картинками, простые пазлы, куклы, животные, посудка. Двух-трехлетние дети любят играть в папу и маму, поэтому их любимые игры – кормление кукол, переодевание, строительство из кубиков, перевозка песка машинками.

Кукла-это не просто игрушка, это товарищ в игре, особенно для детей, не имеющих дома сверстников, с которыми они могли бы играть. Кукла в игре заменяет человека, она также может выполнить ту или иную роль. Это не обязательно ребенок, за которым можно ухаживать, которого можно кормить, укладывать спать, баюкать, мыть ходить с ним гулять. Кукла может быть воспитанником, а ребенок— воспитателем; она может приходить в гости, быть пассажиром, кассиром и т. д. Какой должна быть кукла? Лучше всего подходит для игр кукла с целлулоидной головкой и двигающимися конечностями. Одежда куклы обязательно должна сниматься, и у нее должны быть разнообразные костюмы, которые легко сшить самим. Гардероб куклы надо хранить в специальном ящике или коробке. Приучите ребенка заботиться о платье своей куклы, приводить его в порядок, складывать в определенное место.

Очень часто из нескольких кукол, имеющихся у ребенка, он предпочитает какую-нибудь одну. И вовсе не самую нарядную, самую большую или самую новую. Конечно, ребенку приятно, если кукла красива, но не это делает ее любимой. Самое важное — это возможность играть с ней в игры на самые разнообразные сюжеты. Чем разнообразнее эти возможности куклы, тем больше любит ее ребенок. Кукольная мебель, посуда, как правило, игрушки вспомогательные, но часто необходимые — с их помощью игра становится более развернутой, богатой по содержанию.

Известно также, как любят дети технические игрушки: пароходы, паровозы, самолеты, автомобили, экскаваторы, тракторы.

Большую группу составляют строительные игрушки. Это или разборные домики, или мелкий и средний строительный материал. Строительный материал необходим для творческой игры ребенка. Из него можно возвести кукольный дом, мост, изгородь, лестницу —да мало ли построек, которые могут оказаться необходимыми в игре.Нередко ролевая игра и начинается с постройки. Лишь закончив ее, ребенок начинает обыгрывать построенное: заселяет дом жильцами, ставит возле моста часовых, переезжает по мосту на автомобиле, переселяет в новые дома колхозников, открывает школу для детей, устраивает гараж для автомобилей.

Не менее важными являются другие игровые материалы: катушки от ниток, обертки от конфет, колесики от старых, давно отслуживших свою службу игрушек, ракушки, камешки, гвоздики, палочки, разноцветные бумажки, спичечные коробки, кусочки материи...Это как раз то, что часто родителями пренебрежительно именуется мусором.

Если есть возможность можно купить ребенку наборы для игр в доктора, строителя и т.д. Хороши лото и простые музыкальные инструменты. Игрушки в этот период нужны для развития навыков общения.  В 4-5 лет активно развивается фантазия и здесь хороши наборы для юных художников, скульпторов, детские театры.  6-7 лет – важный период в жизни дошкольника и игры лучше приобретать обучающие: пазлы, конструкторы, шашки, шахматы. Приобретая гаджеты нужно помнить о том, что с компьютером дошкольник должен проводить не более 7-10 минут и желательно не каждый день.

Дорогие взрослые, приобретая  игрушки для детей не примеряйте  их на себя, то есть выбирайте их, а не собирайте: внешний вид и некая «выставочность» для вашего ребенка  не главное, его гораздо больше интересует, что там внутри и можно ли это увидеть.

Удачных вам приобретений!

Мы в своем детском саду уделяем важное место организации сюжетно-ролевых  игр. В каждой возрастной группе имеется «Картотека сюжетных игр» с описанием игры, перечнем атрибутов к игре, ролью взрослого при организации игры. Для эффективной работы педагогов в данном направлении проводятся семинары-практикумы, консультации и педсоветы. При  подготовке к педсовету «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» был проведен смотр-конкурс «Атрибуты к сюжетно-ролевым играм», в котором приняли участие все 13 групп. Воспитатели все вместе, посещая каждую группу, выставляли баллы, оценивая:

  • Соответствие возрасту и программе;
  • Эстетическое оформление и расположение игрового оборудования:
    • учёт места игрового пространства.
    • учет требований ФГОС ДО;
  • Наличие атрибутов для игр в кукольном уголке:
    • активность использования;
    • педагогическая целесообразность;
  • Наличие игрушек для игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строители», «Транспорт»;
  • Уголок ряженья.
    • наличие нарядов (юбки, косынки, шапочки, элементы спец. одежды).
    • качество, эстетичность.
    • сумочки, корзинки, рюкзачки и т.п.

Каждая группа тщательно подготовилась к конкуру.

Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.  Предметно-игровая среда должна способствовать, с одной стороны, закреплению полученных ребенком впечатлений при ознакомлении с окружающем в обучающих играх, а с другой стороны - развитию его самостоятельности и творчества в поиске разных способов воспроизведения действительности. В связи с этим педагог меняет предметно-игровую среду в зависимости от практического и игрового опыта детей: в младших группах создает тематические наборы, а в старших предлагает детям самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов-заместителей

Старший воспитатель   Коньшина Г.А.