Возрастные нормы речевого развития ребёнка 2-3 лет.

Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 2-3 года?

К 2 годам ребёнок должен говорить примерно 50-70 слов, в основном это - существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия "здесь" и "сейчас"; прилагательные "большой" и "маленький", реже - глаголы, личные местоимения. На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т'], [д'], [с'], [з']. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: "ко" или "моко" вместо молоко.

К 2 годам в речи ребенка должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший»,«плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий».

К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к5], [г], [г'], [в], [в'], [ф], [ф']), строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

К ЛОГОПЕДУ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ ЕСЛИ…..

К двум годам малыш не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы (покажи, принеси), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения, не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа»,не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси чашку». Не узнает близких на фотографии, не понимаем разницу между словами «Большой» и «Маленький», не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя, имя мамы и папы

ЭТО ВАЖНО ПОМНИТЬ

В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если Вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить про  два «золотых нельзя»:

Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и «сюсюкать».

ПРАВИЛЬНО:

Разговаривая с малышом, следите, чтобы Ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой, ясной.

Нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукопроизношениями.

Например: ребенка спрашивают: «Кто это?» - показывая на собаку, а он отвечает «гав-гав».

ПРАВИЛЬНО:

Если ребенок плохо говорит, или не говорит пока, то можно воспользоваться следующей схемой:

→ не спрашивайте и не настаивайте, чтобы ребенок произнес слово;

→ попросите ребенка показать на тот предмет, который вы называете;

→ объясните «как звучит» или «как говорит».

Возрастные нормы речевого развития ребёнка 3 -4 лет.

Речь один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка.  Что должен знать и уметь ребёнок в 3-4 года?

К 3 годам ребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки. Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями.

К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к5], [г], [г'], [в], [в'], [ф], [ф']),строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

К 4 годам малыш уже правильно должен произносить свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'], используя в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.

К ЛОГОПЕДУ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ ЕСЛИ…..

К 3 годам ребенок не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия. В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения. Не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки; не прислушивается (как это делают слабослышащие дети), не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей; употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы; делает вынужденные остановки в середине слова, фразы; затрудняется перед началом речи..

ЭТО ВАЖНО ПОМНИТЬ

В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если Вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить про два «золотых нельзя»:

Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и «сюсюкать».

ПРАВИЛЬНО:

Разговаривая с малышом, следите, чтобы Ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой, ясной.

Нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукопроизношениями.

Например: ребенка спрашивают: «Кто это?» - показывая на собаку, а он отвечает «гав-гав».

ПРАВИЛЬНО:

Если ребенок плохо говорит, или не говорит пока, то можно воспользоваться следующей схемой:

→ не спрашивайте и не настаивайте, чтобы ребенок произнес слово;

→ попросите ребенка показать на тот предмет, который вы называете;

→ объясните «как звучит» или «как говорит».

Возрастные нормы речевого развития ребёнка 4-5 лет.

К 4 годам ребенок уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'], использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.

 Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.

К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

К ЛОГОПЕДУ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ ЕСЛИ…..

В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

В 5 лет речь не разборчива и не понятна для окружающих.

Ребенок не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки; употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы; делает вынужденные остановки в середине слова, фразы; затрудняется перед началом речи.

Возастные нормы речевого развития ребёнка 5 -6 лет.

К 5 годам ребенок должен правильно произносить шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

К 6 годам нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. Наиболее яркой характеристикой этого возраста является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя напрямую зависит от развития связной речи.

К ЛОГОПЕДУ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ ЕСЛИ…..

В 5 лет речь не разборчива и не понятна для окружающих.

В 6 лет ребенок не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа. Неправильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух.

ЭТО ВАЖНО ПОМНИТЬ

как нельзя разговаривать с малышом

как правильно говорить с ребенком

В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить про два «золотых нельзя»:

Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и «сюсюкать».

ПРАВИЛЬНО:

Разговаривая с малышом, следите, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой, ясной.

Нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукопроизношениями.

Например: ребенка спрашивают: «Кто это?» - показывая на собаку, а он отвечает «гав-гав».

ПРАВИЛЬНО:

Если ребенок плохо говорит, или не говорит пока, то можно воспользоваться следующей схемой:

→ не спрашивайте и не настаивайте, чтобы ребенок произнес слово;

→ попросите ребенка показать на тот предмет, который вы называете;

→ объясните «как звучит» или «как говорит»;

КАК СФОРМИРОВАТЬ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ

Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие.

Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка:

  • на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее).
  • Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь.
  • Для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге или придя домой, обсуждайте с малышом то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
  • Помните о том, что слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание. Например, ребенку недостаточно просто сказать «Вон летит ворона». Ему нужны «комментарии» к этой вороне. Примерно вот так: «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать.»
  • Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.

И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу